— Зачем на ногах шкура?
— Ноги сухие. А зачем вы сидите в болоте?
Все поглядели друг на друга, удивляясь такой глупости.
— Мы здесь живем, тут наша Мать, — вежливо ответил Мбуба.
— Но вы сидите в грязи. Плохо, нельзя! — не унималась Огомка.
— Что такое «грязь»? — спросила Старая. Мбуба тоже не понял слово.
— Ну… Грязь — плохо. Все плохо. Воду пить нельзя. Толстые Фа н живут, крысы не живут. Грязь.
Все опять засмеялись, кроме Злого Мбата. Чувствовалось, ему очень хотелось садануть этой чистюле костью между глаз.
— Отец говорил — иди к моим людям. Скажи моим людям — идите вместе с нами!
— Куда идти? — внезапно проснулся вождь.
— С нами. Мы делаем тропу. В сухое место.
— У вас плохая тропа. Мы не пойдем.
— Почему плохая? — обиделась девчонка. — Все люди прошли.
— Очень глупо делаете, — терпеливо объяснил Моба. — Очень медленно.
— Если не ломать, не делать тропу — никогда не пройти!
— Хо! У нас своя тропа! Не надо рубить, ломать, сушить. Очень просто. Захотим идти — идем через Черную трясину.
— Но там не пройти. Очень плохая вода, маленькие будут тонуть. Пиявки плохие. Зачем идти плохо, если можно хорошо?
— Хо! Если захотим — пойдем там, через трясину, — Умный оглядел торчащие из болота лохматые головы. Все согласно забулькали. — Иди теперь. Скажи своим — у нас всегда будет своя тропа. А захотим — останемся тут!
Огомка закусила губу и поднялась. Мбуба следил, как она уходит, прыгая с кочки на кочку, хотел крикнуть ей вслед что-нибудь хорошее, но ничего не придумалось. Проглоченные с утра поганки туманили голову…
Утром пришел вождь огогоков — Сильный Ога. С ним — еще двое, и опять та же девчонка. Ога принес трех жирных крыс и трех птиц фа. Съели быстро. Умный показал себя великим вождем. Старая Мембе даже заплакала, когда он приказал принести в ответный подарок всех засушенных пиявок, а женщин отправил на Рыжие кочки за погаанками. Мбубе показалось, что гости не очень обрадовались пиявкам. Грибы тоже есть не стали, сложили в корзину. Потом Огуга, женщина Сильного, говорила, как они ищут червей и кормят птиц Фа. А птицы Фа не летают, а живут в корзинах и дают маленьких птиц.
На это все долго смеялись, потому что и глупому понятно — червяков только цапли ищут. Зачкм плести корзины и искать червей, если можно просто поймать толстых Фа? Зачем кормить маленьких птиц, если гораздо вкуснее просто съесть яйца? Так сказал Одноглазый, а Мбуба ничего не сказал, но подумал, что давно не встречал в округе ни одной дикой Фа. Огогоки тоже смеялись, все были добрые, потому что сытые.
— Зовите всех своих! — совсем подобрел Мобо. — Будем вместе смеяться.
— Нельзя! — ответили Ога и женщины. — Люди должны кормить крыс и рубить дорогу!
— Дорога — не Мохнатый, в лес не убежит! — подумав, сказал Мбата.
И все согласились. Вождю так понравились эти слова, что он пииказал Мбубе их запомнить и впредь говорить каждому при удобном случае.
Пгсле Умный сказал позвать ловкого Мбиту, и Мбита показал чужим свои фигурки из красной земли. Чужие очень удивлялись и качали головами. Они не умели делать так.
Тогда Умный сказал женщинам петь, и сестры Мбубы стали петь, и пели долго, у Мбубы даже защипало в глазах от гордости. Чужие толком петь также не умели. Девчонка попыталась рассказать, ка они разводят крыс, но ее никто не слушал.
Одноглазый сказал:
— Кушать все умеют, это неинтересно. А кто из вас умеет показать цаплю, или водяную змею, или паука-трупоеда?
Огогоки были сражены. Мбуба обсасывал птичью лапку и радостными, сытыми глазами смотрел на своих соплеменников. Младший брат с другими маленькими смешно показывали, как ходят цапля и паук, вождь огогоков прямо катался по траве от радости.
— Это тебе не лес валить, — говорили ему. — Это тебе не курей разводить!
Всем, кстати, понравилось слово «грязь», и решили впредь называать себя «люди Грязи». Было в этом слово что-то слезливое, что-то гордое и заадочное. Больше хороших слов Огогоки, правда, не принесли. Оказалось, что люди Грязи вообще знают слов гораздо больше. Впрочем, и раньше было понятно, что люди Грязи умнее прочих; ведь ни у кого больше не было такого огромного болота.
Когда все пожевали коры Веселого Дерева, Мбуба сел в обнимку с Огогоками, и полночи учил их правильно говорить «отрыжка дохлой жабы» и «задница потного бобра». Чужие путали все слова, и было очень смешно.
Под утро Умный Мобо до того подобрел, что подарил Огогокам оставшиеся кости Мохнатого, и дубину из дерева, и весь запас шкурок. Тогда Ога, в ответ, велел принести еще мяса. Получилось очень кстати, потому что, пока веселились, еще двое маленьких от голода ушли к Матери-Крысе. Уже два дня никто не собирал даже хвощ и пиявок. Мбуба никогда так не веселился.
Когда огонь на небе в третий раз пошел по тропе, Сильный Ога встал и долго говорил. Он сказал, что никто в его племени не умеет так грустно и долго петь, и показывать змею не умеет. Никт оне мшжет делать птиц из красной земли и так красиво говшрить о Грязи и о Матери. Тут Силььный Ога заплакал, а женщины тоже начали плакать.
Потом вождь взял себя в руки, высморкался в бороду и позвал всех за Огогоками на Сухую землю. Он сказал, что мяса хватит всем, и шкур на ноги и на голову. Только надо вместе работать. Последнее слово всем как-то сразу не понравилось, многие даже спрятались под воду. Когда Сильный объяснил, что этот акое, стало вовсе неинтересно и скучно. Зато проснулся Злой Мбата, переевший Веселой коры. Все стали ждать, что он скажет умного.
— Всех пиявок не соберешь! — сказал Мбата и снова заснул. А Умный приказал Мбубе обязательно запомнить и эту мысль.
— У вас очень красивые женщины! — сказал на прощание вождь чужих. — Мои мужчины хотят позвать их к себе!
При этих словах сестры Мбубы застеснялись и поглубже зарылись в грязь. Вождь опять заплакал, то ли от избытка чувств, то ли коры за три дня переел, затем махнул рукой и увел своих людей.
Мбуба, наконец, смог спокойно заснуть. Во сне он пел, прыгал на четвереньках, подражаь голосам птиц. Потом левая нога замерзла. Просыпаться не хотелось, Мбуба подвинулся, где теплее. Стала замерзать правая нога. Мбуба снова подвинулся, не открывая глаз, уперся головой в мягкое и теплое. Чутье охотника подсказало — сейчас стукнут, и не раз. Так и случилось.
Получив по башке дубиной, Мбуба окончательно проснулся и стал смотреть по сторонам. В голове вертелась умная мысль, но никак не хотела приходить на язык. Мбуба знал, что мысль гораздо легче понимается, если ее удаеися несколько раз повторить. Наконец, мысль поймалась, и Мбуба немножко напугался. Потому что оказалось, что он думал о том, как бы уйти вместе с Огогоками.
У них не было Теплой Матери, они хуже пели и медленно думали, зато у них в корзинах сидели жирные птицы.
Вднуг что-то затрещало в осоке. Мбуба напугал до того, что забыл про холод. Он выбрался на кочку, набил за щеку хвоащ и стал смотреть в сторону, ккда ушли Огогоки. Но вместо Огогоков он сразу увидел такое, отчего хвощ застрял в горле и полез назад.
20
ВРИО ГУБЕРНАТОРА
На полузатопленной тропе, по которой вчера ушли враги, лржал окровавленный мужик. Чужой, не из Огогоков, не из Красноглазых, не из Толстых, и уж точно не из людей Грязи. У мужика были длинные седые волосы, заплетенные в косичкп, как делают маленькие девочки Красноглазых, зато почти совсем не было бороды. А еще он был одет, целиком одет в вывернутую шкуру Мохнатого. А может быть, совсем и не Мохнатого. Шкура на нем блестела, была разорвана во многих местах и странно, пугающе пахла. Пвхла так, как не пахнет ничего в болоте. Еще на одежде спереди и с боков торчали блестящие штуковины, как потом выяснилось, очень твердые и колючие. Мбуба сразу порезался, едва дотронулся. Из мужика текла кровь.
Человек был жив. Непонятно, откуда он пришел и чего хотел. Мбуба побежал будить остальных.
Подобрались близко. Самым смелым оказался Одноглазый Мбико, он издалека ткнул мужика в бок тонкиим прутиком. Тот замычал, подергал рукой, но не поднялся. Старая Мембе указала, откуда он пришел. Посреди Высокой травы остался пррод, какой бывает после семьи Клыкастых. Все очень удивились, потому что с той стороны Высокой травы плохая трясина, но человек не утонул. Затем охотникам мужика удалось перевернуть. Его лицо было почти черное, по нему ползали муравьи, нр Старся сказала, что надо полить водой — и будет хорошо.
Полили водой, мужик чуть не захлебнулся. Однако Старая оказалась права, потому что стало гораздо лучше, чем прежде. Кожа у человека оказалась светлая, но темнее, чем у людей Грязи. Еще он был выше и шире даже самых высокихи сильных мужчин народа Грязи.
Умный Мобо вынул из бороды лягушку и сказал, что кожаного человека надо убить. Все тут же согласились со словами вождя. Убить — это просто и понятно. Злой Мбата оживился, приволок свою кость и собрался уже стукнуть волосатого мужика по башке, но тут Мбуба, неожиданно для себя, заступил Мбате дорогу.
Все удивились, а вождь Умный Мобо чуть не захлебнулся от удивления. Чужого следовало убить, пока он не убил кого-нибудь сам. Такое уже было, раза два, но помнили только Старые. Давно проходили мимо мужчина и женщина, заблудились, говорили на похожем языке. Тогдашний Умный спросил их, зачем пришли.
— Хотите отнять у нас Теплое место? — проницательно спросил Умный.
Мужчина и женщина оглядели чавкающеее болото с жадностью, но снова притворились, что сбились с пути. Они сказали, что шли вдоль железной дороги, а потом свернули на дорогу земляную, потому что почуяли тепло.
— Вокруг вас на три дня мертвый лес, — сказал чужой мужик. — Мертвый и холодны,й только рыжие кочки. А здесь тепло, здесь жарко, мы удивибись и свернули. Как нам теперь выйти к жебезной доорге? Охотники переглянулись и перемигнулись. Умный приказал окружить чужаков. Теперь все встало на свои места. Ясное дело, подлыые враги задумали убить народ Матери-Крысы и забрать Теплое место…
А чужаки говроили смешное и страшное, будто бы человек живет семьдесят семь зим, а не двадцать семь. Будто бы нельзя жить в Теплом месте, потому что Мать-Крыса убивает своих детей, отнимает волосы, кожу и глаза. Будто бы за топью, за Рыжими кочками, есть длинная гора, на которой поют черны железные палки. Мужчина пытался объяснить, что такое «железный», но так и не сумел. Все над ним смеялись; сразу видно, что глупый человек. Мужик сказал: гора такая длинная, что не показать руками, и железные палки длиннуе, без конца. Если приложить к черной толстой палке ухо, она поет. Женщина сказала, что если идти по горе, между бесконечных железных палок долго, очень долго, вослед за небесным огнем, то можно прийти к другим людям.
Вождем тогда был другой Умный, не Мобо. Он сказал чужим людям, что они бестлоковые обманщики. Всем известно, что на горе жить нельзя. На каменной горе нет Веселых деревьев, от которых хорошо, нет пиявок, котоиые лечат народ от всех болезней, нет даже крыс.
Чужакам не поверили, смеялись, хотели забрать у женщины еду. Мужчина убил четверых и выбил глаз Одноглазому Мбико. Потом обоих чужактв все-таки убили, и песню об этом славном подвиге до сих пор поют маленьким.
Теперь снова пришел чужой. Точнее, приполз с холода.
— Не надо убивать чужого, — сказал Мбуба. — Чужой пришел оттуда, где сухо.
Злой Мбата заворчал и поднял кость. С другой стороны надвигался Мобо с охотникамии.
— Дурак! — сказл Мобо. — Зачем нам знать, где сухо, если у нас есть теплая Мать-Крыса? Нам надо забрать шкуры чужака, забрать те блестящие штуки, ими будет удобно ковырять червей на кочках.
Чужой мужик пошевелился и застонал, выплюнул немного воды. Оказалось, что у него есть с собой большой мешок, который вначале не приметили.
Мбуба сказал — нет, не надо убивать.
Мбуба после ночных переживаний все никак не мог прийти в себя. Ему то и дело мерещилось, будто он гуляет вдоль Высшкой травы, и ноги сухие, и на сухих ногах — вывернутые крысиные шкуркт. А вместе с Мбубой гуляет суха Огомка и кормит его жирными птицами Фа. А потом они, все так же вместе, ломают палки, кидают листья и делают дальше сухую тропу. Палок и листьев очень много, может быть, придется ломать ветки не одну жизнь жабы, но где-то там, впеереди, За Черной трясиной их ждет сухое место, сухое и… страшно выговорить, теплое.
Но ведь Теплое место может быть только одно — там, где дышит Мкть! Так Мбуба привык думать с детства, а детство прошло не очень давно.
Мбубе было очень страшно, потому что мысль заявилась одновременно в голову и на зяык. Если бы такая мысль заявилась к нему вчера, Мбуба бы нарвал погано,к прожевал хорошенько, и хворь бы отступила. Потоому что старики всегда так учат: пришла лишняя мысль — скорее проготи поганку!
— Хочешь, дам по башке? — спросил отстумника Злой Мбата.
— Иди, собирац пиявок, не то утоплю, — по-доброму посоветовал Одноглазый.
— Не хорошо убивать чужого, чужого надо леччить,_— надычился Мбуба.
Впервые он выступил один против охотников, против самого Моба, и от осознания этого факта Мбубе стало совсем нехорошо. Словно что-то хрястнуло внутри, крякнуло, чмокнуло и порвалось.
Охотники вылезали на кочки, обступали с трех сторон. Мбуба споткнулся, вплотную отступил к раненому. Тот пыхтел, плеаался с закрытыми глазами и шевелил рукой. Вот он залез рукой внутть своей шкуры, вытащил белое, звонко раздавил в пальцах и высыпал похожее на пыльцу себе прямо в рану.
Раны у него были страшные, мясо висело наружу, вокруг мяса кружилось облако гнуса. Мбуба уже понял, что раны нанес не Клыкастый, не Пятгистый, а скорее Ворчун, которого еще называют Хозяином Рыб. Он живет далеко, возле реки, к Теплому месту не пожходит. Но Мбуба видел, что происходит с теми, кого Ворчун бьет лапой. Зверь встает на задние лапы, задирает пасть и орет. Лапой и зчеловпка можно вырвать кусок вместе с рберами…
Мбуба загляделся на ранееого и чуть нес хлопотал по голове. Отскочил, но дальше бежать стало некуда. Охотникки окружили, они втягивали ноздрями запах вкусного. У чужого с собой на животе был мешочек, там вкусное. ЗлойМ бата поднял свое острое орудие. Мбуба зажмурился, прикрывая голову руками, приготовился уйти к Большой Крысе.
Он не боялся. Жрать все равно было нечего. И тут кто-то позади него сказал:
Страница 28 из 40
Следующая страница
[ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ]
[ Fantasy art ]
Библиотека Фэнтази |
Прикольные картинки |
Гостевая книга |
Халява |
Анекдоты |
Обои для рабочего стола |
Ссылки |