АСГАРД - ГОРОД БОГОВ. ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ




    дырку и, превратившись в змею, пролез в нее. Провел он три ночи с Гуннлед и
    с ее разрешения осушил все три сосуда, а затем, превратившись в орла, улетел
    в Асгард, где выплюнул весь мед в чашу и отдал его асам и людям, которые
    умеют слагать стихи.

    Жена Браги Идунн хранит в своем ларце золотые яблоки, благодаря которым
    боги сохраняют вечную молодость. Однажды три аса, Один, Локи и Хёнир, отпра-
    вились в путь. Долго шли они, проголодались и решили зажарить быка. А вели-
    кан Тьяцци, превратившийся в орла, сделал так, что мясо никак не жарилось.
    Сказал он асам, что если они хотят поесть жареного мяса, то должны накормить
    его досыта. И потребовал себе самый лакомый кусок. Рассердился Локи, схватил
    палку и хотел ударить орла. Но один конец палки прилип к спине орла, а дру-
    гой - к рукам Локи. И полетел орел так, что Локи задевал ногами камни и де-
    ревья. Запросил Локи пощады, а Тьяцци взял с него клятву, что тот выманит из
    Асгарда Идунн с ее яблоками. Вернувшись домой, Локи рассказал Идунн, что на-
    шел в лесу замечательные яблоки, и попросил взять с собой свои, чтобы срав-
    нить. Пошли в лес. Тут прилетел Тьяцци в обличье орла и унес Идунн с ее яб-
    локами в страну великанов. Постарели асы без Идунн. И вспомнили они, что в
    последний раз видели ее с Локи. Под угрозой смерти и пыток Локи взялся выз-
    волить Идунн от великанов. Взяв у Фрейи соколиное оперенье, он полетел к Ть-
    яцци. Когда того не было дома, превратил Локи Идунн в орех и полетел с ней в
    Асгард. Тьяцци бросился за ними в погоню, но асы его убили.

    К асам причисляют и Локи - зачинщика распрей между богами, сеятеля лжи.
    Он красив собою, но злобен, коварен и хитер на всякие уловки. Жену Локи зо-
    вут Сигюн, а их сына - Нари, или Нарви. Есть у Локи еще трое детей от вели-
    канши Ангрбоды: два сына - волк Фенрир и Мировой змей Ёрмунганд - и дочь
    Хель. Когда асы узнали, что будут им от детей Локи великие беды, бросил Один
    змея в глубокое море, а Хель низверг в страну мрака Нифльхейм. Там за высо-
    кими оградами и крепкими решетками стоят ее палаты, которые называются Мок-
    рая Морось. А сама она наполовину синяя, наполовину - цвета мяса, сутулая, и
    вид у нее свирепый. Волка же асы оставили у себя. Он-то и откусил Тюру руку.

    На краю небес, у самого моста Биврест, в чертоге Химинбьёрг живет Хейм-
    далль, белый ас, страж богов, охраняющий их от великанов. У него есть рог
    Гьяллархорн, в который он затрубит перед концом мира.

    Сначала наступит трехгодичная "великанская зима" Фимбульветр с жестоки-
    ми морозами и свирепыми ветрами. Один волк проглотит солнце, другой похитит
    месяц. Звезды упадут с неба. От землетрясений загудит и задрожит ясень Игг-
    дра-силь. Вода зальет землю, потому что перевернется в море Мировой змей Ёр-
    мунганд. Расколется небо, и появится войско сынов Муспелля. Во главе этого
    войска великан Сурт со своим мечом, свет от которого ярче, чем от солнца.
    Поскачут они по мосту Биврест, и мост под ними провалится.

    Рог Хеймдалля разбудит асов во главе с Одином и его дружину павших.
    Поскачет Один за советом к мудрому Мимиру.

    Будет великая битва на необъятном поле Вигрид, что простирается на сто
    переходов в каждую сторону.

    Один сразится с Фенриром, Тор с Ёрмунгандом, Тюр с псом Гармом, Хейм-
    далль с Локи, а Фрейр с великаном Суртом. Фенрир проглотит Одина, но Видар
    разорвет ему пасть. Фрейр погибнет в схватке с Суртом, потому что не будет
    при нем его меча, который он отдаст Скирниру. Тор умертвит Мирового змея, но
    и сам, пройдя лишь девять шагов, упадет замертво, отравленный его ядом. Убь-
    ют друг друга Тюр и Гарм, Хеймдалль и Локи. А Сурт сожжет мир, и погибнут
    многие боги и люди.

    Но после гибели мира наступит его возрождение. Поднимется из моря зем-
    ля, зазеленеют поля. Поселятся на Идавелль-поле, где прежде был Асгард, ос-
    тавшиеся в живых сыновья Одина - Видар и Вали. Придут туда Моди и Магни, сы-
    новья Тора, и принесут с собой молот Мьёлльнир. Возвратятся из Хель Бальдр и
    Хед. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, и два человека - Лив и Ливтрасир,
    они дадут начало человеческому роду.

    В соседней с асами стране, что зовется Альвхейм, живут светлые альвы.
    Они прекраснее солнца. А темные альвы чернее смолы, и живут они в земле. На
    южном краю неба расположен чертог Гимле. Он прекрасней всех и светлее солн-
    ца; устоит он, когда обрушится небо и погибнет земля. В нем будут вечно жить
    праведные люди. На Окольнире стоит еще один чертог - Бримир. В нем вкушают
    блаженство. Прекрасен и чертог Синдри, который находится в Горах Ущербной
    Луны и сделан из чистого золота. А чертог на Берегу Мертвых свит из змей,
    головы которых повернуты внутрь и брызжут ядом. Текут близ него ядовитые ре-
    ки, которые переходят вброд клятвопреступники и злодеи-убийцы. Но хуже всего
    в потоке Кипящий Котел, где дракон Нидхегг гложет трупы умерших.

    ...Такова древнейшая основа скандинавских мифов. Но на нее, точно узор,
    накладываются описания вполне правдоподобных событии - это второй слой саг и
    преданий.

    Собирая древние сказания, Снорри Стурлусон написал и "Эдду", и "Круг
    земной". Исследователи эддических мифов не замечают как будто бы, что те же
    асы в "Круге земном" - вполне реальные люди. После войн асы и ваны обменива-
    ются заложниками и заключают мир. Затем асы двигаются на северо-запад (вмес-
    те с частью ванов); там ими были основаны государства.

    Скандинавские песни о богах и героях рассказывают о небесном городе Ас-
    гарде, но если в основе этих представлений - мифы об обожествленных предках,
    что характерно для древних ариев, то город этот следовало поискать на Земле.
    Хорошо известно, что у древних авторов (арабских и персидских) употреблялось
    одно и то же слово для обозначения и города, и его окрестности, и целой
    страны. Если это так, то можно было попытаться найти целую страну или об-
    ласть, послужившую прототипом для небесного Асгарда. Недаром же говорится о
    дальних и ближних чертогах божественного города - значит, речь могла идти о
    целой области или регионе.

    Была предпринята попытка сближения асов с асурами*. [* Littleton C.S.
    The New Comparative Mythology. Berkely (Berkley?), Los Angeles, 1966, p.
    171.]. Но в развитой индийской мифологии асуры - лишь демоны, противники бо-
    гов. Индоевропейская основа оказывается слишком широкой, противоречивой ба-
    зой такого сближения, чтобы дать ответ.

    Это может показаться странным неподготовленному историку и читателю, но

    Страница 68 из 88 Следующая страница

    [ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ] [ Fantasy art ]

    Библиотека Фэнтази | Прикольные картинки | Гостевая книга | Халява | Анекдоты | Обои для рабочего стола | Ссылки |











топ халява заработок и всё крутое