АСГАРД - ГОРОД БОГОВ. ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ




    гая, еще более серьезная причина ухода: натиск Рима.

    На многих древнескандинавских картах направление юг-север не совпадает
    с современным, а повернуто на угол в 45 градусов и указывает на северо-вос-
    ток*. [* Einarsson St Attataknanir i fornritum // Skirnir, CXXVII. ar. Reyk-
    javik, 1953; Sko(с умляутом(двоеточие))ld, Tryggve. Isla(с умл.)ndska va(с
    умл.)derstrek // Scripta Islandica, Isla(с умл.)nska sa(с умл.)llskapets a(с
    умл.)rsbok 16/1965. Uppsala, 1966.]. Это приводит нас снова к направлению на
    юго-восток от Дона: в районы Предкавказья или еще более южные районы.

    Но Асгард мог возникнуть, вероятней всего, как исключительное явление,
    как достижение градостроителей великой державы.

    Обратимся теперь к одному характерному свидетельству эддического цикла:
    в городе асов росли деревья с золотыми листьями.

    "Младшая Эдда" помнит о целой роще таких деревьев. И это не выдумка, не
    фантазия. Можно ли это доказать? Можно. Роща называлась Гласир. Золотая
    листва ее радовала глаз.

    Мне помогло в поисках собирательное понятие "роща", оно указало на воз-
    можность культуры, причем весьма древней. Опуская подробности, привожу сразу
    ответ: речь идет о декоративных персиковых деревьях с пурпурными листьями.
    Латинское название этой разновидности как важнейший признак отмечает золотой
    цвет листвы. Точнее, это цвет червонного золота (Щепотьев Ф.Л. Дендрология.
    М.-Л., 1949, с. 193).

    Персиковые рощи на Востоке не редкость. Считается, что родина этого де-
    рева - Китай. Для него характерны красновато-коричневая кора стволов и ста-
    рых ветвей и зеленые или красноватые молодые ветви. Интересно, что даже пер-
    сик обыкновенный описан в разных книгах и атласах по-разному. В той же
    "Дендрологии" персик обыкновенный назван деревом высотой до восьми метров, а
    в "Ботаническом атласе" под редакцией Б. К. Шишкина (М.-Л., 1963, с. 108) -
    всего-навсего небольшим деревцом высотой три-пять метров. Этот последний ат-
    лас и многие другие издания не упоминают о деревьях с пурпурными листьями.

    Найти рощу Гласир было непросто! Осеннее золото сентября и октября,
    скромное украшение северных лесов не имеет отношения к священной роще асов.

    Описание рощи Гласир заставило меня снова искать Асгард далеко на
    юго-востоке от Скандинавии, там, где можно найти персик с золотыми листьями,
    похожими на иглы (и эта особенность дерева отмечена в эддических мифах). Но
    такие деревья могли украшать города Закавказья и Персии, ведь близ устья До-
    на этот вид персика не выдерживает холодных зим.

    И поиск рощи Гласир снова привел в Парфию! Там правила династия Аршаки-
    дов (250 г. до н.э. - 224 г. н.э.).

    Родоначальник Аршакидов (Арсакидов) - Аршак (Арсак), являлся вождем
    племени парнов, так считает традиция. Страбон говорит о его скифском проис-
    хождении.

    Знаменитый историк древности пишет, что парны-даи пришли с северных бе-
    регов Азовского моря (Меотийского озера), но тут же он делает оговорку, что
    не все согласны с тем, что даи есть среди скифов, "живущих над Меотидой"
    (XI, 9, 8). Затем Страбон опять подчеркивает, что от этих скифов-даев ведет
    свой род Аршак, хотя некоторые считают его бактрийцем (то есть выходцем из
    среднеазиатского государства Бактрии).

    Как видим, у Страбона даны две версии происхождения Аршака - ски-
    фо-азовская и среднеазиатская. Правда, в Средней Азии тогда обитали тоже
    скифы и их сородичи.

    Племена Северного Кавказа, Кавказской Албании и Парфии не раз брались
    совместно за оружие, чтобы отразить натиск неприятеля. Потомки должны были
    помнить о совместных пирах с "круговыми ковшами". Чертог убитых Валгалла -
    не порождение фантазии. Валгалла принадлежала Одину, там собирались павшие в
    бою храбрые воины - эйнхерии. Вряд ли, конечно, в любом земном замке, даже в
    Парфии, можно было увидеть чудеса, описанные в мифах. Но воины вспоминали
    павших. С ними пировал Один, правда, в разных обличьях, под разными именами
    (вообще у него множество имен, ибо, как отмечено в "Младшей Эдде", они прои-
    зошли оттого, что, сколько ни есть языков на свете, всякому народу приходит-
    ся переиначивать его имя на свой лад). Эта многоименность Одина органично
    вытекает из факта сосуществования Парфии и ее соседей, которые и говорили
    часто на том же языке, и почитали Парфию, как мусульмане позднее - Мекку.
    Авторитет Аршакидов был велик, многие кровные родственники парфянских владык
    были вождями и владыками соседних племен, и у каждого народа того времени
    могла быть своя Валгалла. Это, например, Халхал, зимняя резиденция албанских
    владетелей. Название это можно считать состоящим из двух корней. Первый из
    них передан с заменой согласных звуков "в"-"х" - такая замена весьма харак-
    терна для некоторых наречий. Второй же означает "чертог", или "большой зал.
    Нелишне отметить и случаи взаимной замены букв "в" и "г" в начале слов и в
    самих древних источниках.

    Зимние княжеские пиры отвечали вполне характеру албанских владетелей,
    открытых, искренних, мужественных.

    Но в Парфии, крупнейшей после Рима державе древнего мира, Валгалла
    должна была нести скорее идеологическую нагрузку, вдохновлять воинов и союз-
    ников на примере предков. Поэтому характер ее, внешний облик и ритуалы долж-
    ны быть тоже иными.

    Местоположение Нисы, духовного центра Парфии, было выяснено не так дав-
    но. Это одновременно и главный город Парфиены, ядра Парфянского царства. Он
    занимал две возвышенности поблизости от современного селения Багир неподале-
    ку от Ашхабада. Как уже говорилось, древнее название Нисы Парфавниса (Исидор
    Харакский, 11-13). В истории Албании Кавказской особое место занимает Партав
    - один из главных ее городов, позднее столица и резиденция князей - Парфав-
    ниса (Партавииса) названа в дорожнике Исидора Харакского почти тем же име-
    нем. Непосредственное взаимовлияние Парфии и Албании налицо.

    На одной из двух возвышенностей - царская крепость Аршакидов, там нахо-
    дились дворцы с хозяйственными службами, храмы, винохранилища, место пребы-
    вания гвардии. Это место называется сейчас Старой Нисой. Есть основания счи-
    тать это резиденцией (или одной из резиденций) парфянских владык. Но в таком
    случае именно здесь надо искать Валгаллу.

    Отдельные архитектурные объекты здесь исследованы. Удалось восстановить

    Страница 71 из 88 Следующая страница

    [ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ] [ Fantasy art ]

    Библиотека Фэнтази | Прикольные картинки | Гостевая книга | Халява | Анекдоты | Обои для рабочего стола | Ссылки |











топ халява заработок и всё крутое