АСГАРД - ГОРОД БОГОВ. ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ




    сырцового кирпича. Высота платформы - около метра. Тыльная часть его примы-
    кала к городской стене, с трех сторон оно было окружено колоннами. Вход рас-
    полагался в центре длинной стороны. Здание это двухъярусное. Нижний ярус со-
    ответствовал по высоте колонному портику. Его украшали пристенные полуколон-
    ны и терракотовые плитки. Полуколонны и узкая полоса фриза были черными. А
    вся стена первого яруса - малиновая. Она и впрямь "как бы из чистого золо-
    та". Ведь червонное золото, как и листья пурпурного персика, примерно такого
    же цвета! (Здесь, у этого святилища, и располагалась роща Гласир.)

    Верхний ярус - белый (он как бы из серебра, что и указано неоднократно
    в эддических мифах).

    В двадцатитомнике "Археология СССР..." (том "Древнейшие государства
    Кавказа и Средней Азии". М. 1985, с. 219) указано:

    "Храмовый характер сооружения не вызывает сомнений у исследователей
    (Пугаченкова Г.А., 1958; Кошеленко Г.А., 1977), однако не было предложено
    сколько-нибудь убедительных его типологических сопоставлений и не определен
    характер культа".

    Это сказано именно о храме, развалины которого обнаружены близ городс-
    кой стены в Новой Нисе.

    Талантливые ученые-археологи не смогли предложить "сколько-нибудь убе-
    дительных его типологических сопоставлений" и определить "характер культам.
    Кому из них могло присниться, что это Асгард?

    Моисей Каганкатваци в своей "Истории агван (албан)" перечисляет десять
    древнейших царей Албании. Все они из рода Аршакидов (Каганкатваци М. История
    агван. СПб., 1861, с. 87). В прибавлении к этому сочинению К. Патканьян раз-
    бирает многочисленные связи парфянской династии и указывает на родство с ней
    многих князей соседних племен, в первую очередь северокавказских. "По тем
    известиям,- пишет К. Патканьян, - которые разбросаны в разных местах у ар-
    мянских авторов, видно, что род Аршакидов пользовался в Азии большим уваже-
    нием, особенно у соседних народов. Довольно было быть Аршакидом, чтобы пре-
    тендовать на какое-нибудь царство...

    Сами Аршакиды старались, чтобы на престолах соседних народов были их
    родственники. Таким образом, кроме Персии, Аршакиды царствовали в Армении,
    Грузии, Агвании и у массагетов".

    Известны также индийские Аршакиды (цари кушан). Одна из ветвей Аршаки-
    дов царствовала к северу от Кавказа над лпинами.

    Авторитет Парфянского царства и особенно мирные отношения его с соседя-
    ми обусловили и культурное влияние на весь регион, в том числе на районы се-
    вернее Кавказского хребта. Парфянские цари заботились об усилении этого вли-
    яния. Этой цели должны были служить и великолепные постройки в родовой усы-
    пальнице Нисе-Асгарде. Это родина богов, город обожествленных предков-динас-
    тов. Еще в прошлом веке отмечена связь храмовой архитектуры с погребальными
    культами и сооружениями*. [* Simpson W. Some Suggestions of Origin in Indian
    Architechture // Journal of Royal Asiatic Society of Great Britain and Ire-
    land. London, 1888, p. 55-57, 272.].

    * * *

    Вёльва - в переводе с исландского - прорицательница. Слово это, вопреки
    М. Фасмеру, одного корня с русским "волхв". В "Прорицании вёльвы" говорится
    о начале и конце мира. Врагами светлых асов выступают Сурт (дословно: "чер-
    ный"), Мировой змей и волк Фенрир. Волк в этой битве поражает Одина. Насту-
    пают "сумерки богов" (Рагнарок).

    Во время небывалой войны "солнце померкло, земля тонет в море, срывают-
    ся с неба светлые звезды... жар нестерпимый до неба доходит".

    Но будущее светло и безоблачно: "...Вздымается снова из моря земля, зе-
    ленея, как прежде; падают воды, орел пролетает над морем, рыбу он хочет пой-
    мать". Земля возвращается к жизни. Сумерки, гибель асов - все как бы забыто.

    Вёльва продолжает: "Встречаются асы на Идавелль-поле, о поясе мира мо-
    гучем беседуют и вспоминают о славных событиях и рунах древних великого бо-
    га. Снова должны найтись на лугу в высокой траве тавлеи золотые, что им для
    игры служили когда-то". Воскресение богов предваряет всеобщую картину проц-
    ветания. "Заколосятся хлеба без посева, зло станет благом".

    В этой картине возрождения важную роль играет Идавелль-поле. Но все по-
    пытки понять и перевести это название ни к чему практически не привели за
    все шестьсот лет знакомства с мифами и произведениями Снорри Стурлусона.

    Идавелль-поле переводят как "вечнозеленое поле", "сияющее поле", "поле
    неустанной трудовой деятельности" ("ида" - занятие, деятельность, работа).
    Что же на самом деле означает это непонятное название? Прежде всего в нем,
    бесспорно, два слова, два корня. Второй корень "ида" переведен верно. Мне
    предстояло дать перевод корня "велль".

    Задача была бы простой, если бы речь шла о современном исландском сло-
    ве. Но безуспешные попытки многих предшественников были для меня лучшим сви-
    детельством, что корень этот не современный. Я предположил, что он должен
    хранить косвенную информацию о переселении скандинавов на север из южных
    или, точнее, юго-восточных стран. Но самые древние корни - общие для многих
    языков. Так удалось прийти к однокоренным словам, оставшимся как в древнеин-
    дийском, так и в славянских и балтийских языках. Исландское "вала" и русское
    слово "валун" означают то же самое: округлый камень. Латышское "вельт" и
    древнеиндийское "валати" родственны русскому глаголу "валять", "поворачи-
    вать", а также "катать". Мяч в английском и немецком звучит почти так же, с
    учетом частого перехода звука "б" в "в" (как в именах Василий - Базиль). Я
    был уверен, что "велль" содержит корень с тем же смыслом и звучанием.

    Занятие шаром. Занятие катанием. Вот смысл имени "Идавелль". Поле для
    игры с шаром - вот что такое Идавелль-поле.

    Я остановился на таком переводе по счастливой случайности. Я нашел эти
    каменные шары на Идавелль-поле. Но сделаны они из гипса. Им две тысячи лет.
    Находили их и до меня. Объяснений не было. Внутри шаров сохранились остатки
    растений. И этому не было объяснений. Но это шары для игры асов! Растения
    (сухие, естественно) облегчают вес такой игрушки, делают ее прочнее. Но это
    не волчок. Игра велась на поле, напоминающем современный стадион (похоже на

    Страница 73 из 88 Следующая страница

    [ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ] [ Fantasy art ]

    Библиотека Фэнтази | Прикольные картинки | Гостевая книга | Халява | Анекдоты | Обои для рабочего стола | Ссылки |











топ халява заработок и всё крутое