АСГАРД - ГОРОД БОГОВ. ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ




    главного бога.

    Откуда пришли ваны в Ванское царство (Урарту)? Вопрос не праздный. Тот
    же Б. Пиотровский присоединяется к мнению Леманна-Гаупта, который связывает
    пещерные помещения и ниши Вана с такими же памятниками Пафлагонии и Фригии
    (там же, с. 268-270). Но в Пафлагонии до начала урартской истории находились
    венеты-венеды. Это мы выяснили выше.

    Леманн-Гаупт видит в существовании пещерных ниш Вана доказательство за-
    падного происхождения урартов. Что ж, это аргумент серьезный. Но есть и бо-
    лее серьезный, прямо скажем, уникальный аргумент.

    Гигантские каменные ступени, вырубленные в скалах (каждая ступень до
    метра высотой), получили в научной литературе название "иррациональных лест-
    ниц" (там же, с. 259).

    Эти гигантские лестницы вовсе не иррациональны, на мой взгляд. Ибо Лео-
    нард (R. Leonhard), изучавший такие же памятники в Пафлагонии, считал, что
    это культовые лестницы (там же, с. 259). Но культ этот оказывается общим для
    ванов-урартов и пафлагонцев-венетов западнее Урарту.

    Сказанного, по-моему, достаточно, чтобы всерьез присмотреться к верова-
    ниям и богам ванов, а также к их языку.

    Главную роль в пантеоне урартских божеств играли Халди, Тейшеба, Шиви-
    ни. Отправляясь в поход, цари призывали на помощь именно этих трех богов. Но
    в каких бы случаях ни упоминалась эта верховная триада, всегда соблюдается
    та же последовательность: первым называется имя Халди, вторым - имя Тейшебы,
    третьим - Шивани (Шивини).

    Здесь налицо определенная иерархия внутри самой триады верховных бо-
    жеств в Урарту. В дошедших до нас надписях нет исключений из этого правила
    (см., например, Меликишвили Г. А. Древневосточные материалы по истории наро-
    дов Закавказья. Ч. I. Наири-Урарту. Тбилиси, 1954, с. 365-370).

    Хвала верховным богам с употреблением различных возвеличивающих эпите-
    тов (часто трафаретных) типична и для Урарту и для Ассирии. Часто встречают-
    ся канонические заготовки и формулы вроде: "Взмолился я богу Халди, владыке,
    богу Тейшебе, богу Шивани, богам страны Биайны о моих намерениях по господ-
    нему величию во вражеских странах. Прислушались боги, открыли они мне доро-
    гу". Точно таким же образом призывают богов и ассирийские цари. Так, в лето-
    писи царя Синаххериба при описании восьмого похода сказано: "Взмолился я бо-
    гам Ашшуру, Сину, Шамашу, Белу, Набу, Нергалю, Иштар Ниневии, Иштар Арбелы,
    поддерживающим меня богам о победе над могучим врагом. Моей просьбе тотчас
    вняли боги, пришли они мне на помощь".

    Халди считается исконным богом Ванского царства (Урарту). Он приобрел
    общегосударственное значение. Почитали его и в приграничных районах Ассирии.
    Его изображали воином, стоящим на льве. Ему был посвящен храм в Мусасире
    ("дом щита"), где отправлялся культ копья и щита.

    Тейшеба имеет параллель у хурритов: об этом напоминает имя их бога -
    Тешуб. Тейшеба считался богом бури и грома, войны и водной стихии. Бог Шиви-
    ни изображался в виде крылатого солнечного диска.

    Еще в прошлом веке А. С. Фаминцын опубликовал исследование, в котором
    подытожил этнографические данные, связанные с божеством Лада. Он использовал
    материалы славянских стран. Интересен его вывод о существовании Лады и Лада
    - богини и бога. Бог Лад, или Ладо, отождествлен им со славянским Ярилом
    (Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884, с. 254-273). Некоторых
    историков эти выводы привели в смущение, другие негодовали. Диву даешься, с
    какой легкостью правдивая запись, почерпнутая из народных источников, вызы-
    вает порой бурю негодования у людей, которым уже никогда не доведется услы-
    шать ее или записать, но которые уверены, что этого быть не может по причине
    невозможности. (Это, конечно, касается только славянских древностей, которые
    всеми "досконально" изучены.)

    В сербохорватской песне-молитве о дожде Лада названа высшим божеством:
    "Молимся, Ладо, молимся вышнему богу. Ой, Ладо, ой!"

    Я цитирую эти строки песни-молитвы по книге Б. А. Рыбакова "Язычество
    древних славян" (М., 1981, с. 396), где приведен идентичный сербохорватский
    текст. Иногда считают (и автор книги тоже), что "вышний бог" в этих строках
    не имеет отношения к Ладе. Это якобы из христианской фразеологии. Но из пес-
    ни слова не выкинешь. Вся она посвящена не Ладе, а Ладо, и ритм трех строк,
    приведенных выше, однозначно соответствует ритму последующих. Трижды по три
    строки в песне - и все о Ладо, вышнем боге славян. Было бы кощунственным,
    имея в виду "христианскую фразеологию", совместить вышнего языческого бога с
    христианским в одной законченной фразе. Конечно, и подобное бывало, но это
    требует дополнительной аргументации. Только тогда текст песни-молитвы Ладо
    мог бы вызвать сомнения, касающиеся "вышнего бога". Факт остается фактом,
    Ладо, или Лад, назван вышним богом. Удивительное свидетельство! Это короткое
    произведение сохраняет в себе все свидетельства подлинности. Это эпитет язы-
    ческого бога. Это и восклицание "ой!". Оно не случайно. Точно так же не слу-
    чайно обращение "Ай, Ладо!" в другой обрядовой песне (Аничков Е. В. Весенняя
    обрядовая песня на Западе и у славян. От обряда к песне. Ч. 1. СПб., 1903,
    с. 145). Дело в том, что сохранилось написание имени этого божества в форме
    Аладо, Alado*. [*Urbanczuk Stanislaw. Religia poganskich slowian. Krakow,
    1947, s. 8.]

    Так это имя писалось в польских церковных запрещениях обрядов язычников
    ("поганых") в XV веке.

    Таким образом "ай" и "ой" являются переосмыслением первого гласного
    звука "а", они закономерны в песнях и молитвах славян. Нужны были столетия
    для такого переосмысления. Мы наблюдаем, как еще в источниках XV века имя
    бога Ладо-Аладо сохраняло первый звук, а в песнях, записанных позднее (как,
    например, в вышеприведенных строках сербохорватской молитвы), звук этот ис-
    чезает или превращается в восклицание, сохраняемое во имя ритма.

    "Приведенные фольклорные примеры показывают нам, - пишет Б. А. Рыбаков
    (с. 396 той же книги), - что Лада мыслилась славянскими народами или как
    единственное божество, к которому следует обращаться, или как соседствующее
    с неясным "вышним богом"".

    Можно согласиться с первой частью этого тезиса. Но вторая часть порож-
    дает добавление: Лада не соседствует с неясным "вышним богом", а является

    Страница 80 из 88 Следующая страница

    [ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ] [ Fantasy art ]

    Библиотека Фэнтази | Прикольные картинки | Гостевая книга | Халява | Анекдоты | Обои для рабочего стола | Ссылки |











топ халява заработок и всё крутое