Рассказы. Джон Рональд Руэл Толкиен.




    то они никогда не любили друг друга, значит, свою сказку они
    заимствовали от мужчины и женщины, чьих имен не сохранила
    история, или, сказать точнее, попали в их сказку. Их кинули в
    Котел, где много вещей, обладающих великой силой, кипит
    столетиями на медленном огне, одна из которых -
    Любовь-С-Первого-Взгляда. Тоже самое происходит и с богами.
    Если бы юноша не влюбился в случайно встреченную незнакомую
    девушку и далее не обнаружил бы старую вражду родов, вставшую
    между ними и их любовью, тогда и бог Фрей с трона Одина
    никогда бы не разглядел и не полюбил Гердру, дочь великана.
    Говоря о Котле, не стоит забывать о Поварах. В Котле много
    всякой всячины, и нельзя сказать, что Повара черпают ковшом
    наугад. Их выбор важен. В конце концов боги есть боги, и это
    вопрос деталей, что именно сказки говорят о них. Так что мы
    можем допустить, что вероятнее всего сказка будет рассказывать
    о любви сына исторического короля, а это событие, естественно,
    произойдет в исторически существовавшей королевской семье,
    обычаи которой похожи на обычаи семей Золотого Фрея и Ванира,
    скорее, чем на обычаи Одина-Варвара, Чародея, кормящего
    ненасытное воронье, Повелителя Убитых. Неудивительно, что
    заговаривать означает и рассказывать сказку, и наводить
    чары на живых людей.
    Но когда мы закончили наши исследования - собирание и
    сравнивание сказок из множества мест, это можно сделать, -
    объяснили повторяющиеся элементы, встречающиеся в разных
    волшебных сказках (мачехи, заколдованные быки и медведи,
    ведьмы-людоедки, запреты на имена и так далее) как остатки
    древних ритуалов, некогда совершавшихся в повседневной жизни,
    или верований, бывших некогда именно верованиями, а не
    "фантазиями", - остается еще один момент, о котором часто
    забывают: и сейчас сказки производят свое воздействие
    всеми входящими в них элементами, такими как они есть.
    Во-первых, они стары, и их древность привлекательна сама
    по себе. Красота и ужас "Можжевелового дерева" с его
    изысканным трагическим началом, отвратительным людоедским
    варевом, ужасными костями, сверкающим мстительным
    духом-птицей, возникающим из тумана, который поднимается от
    дерева - все это осталось со мной с детства, и тем не менее
    главный дух этой сказки всегда связывается не с красотой и
    ужасом, но с расстоянием и бездной во времени, неизмеримой
    даже двумя тысячами лет. Без костей и тушеной человечины, от
    которой детей часто оберегают, читая им смягченную версию
    Братьев Гримм<$FНе следует оберегать их от этого - уж лучше
    оберегать от всей сказки, пока их восприятие не станет
    сильнее.> - это видение многое теряет. Я не помню, что
    когда-либо был травмирован ужасом из окружения волшебных
    сказок, из каких бы мрачных верований и обрядов древности
    они ни пришли. Сейчас такие сказки имеют мифический или общий
    (неанализируемый) эффект, абсолютно никак не относящийся к
    поискам Сравнительной Фольклористики, который она не сможет ни
    испортить, ни объяснить; они открывают дверь в Другие Времена,
    и если мы проходим через нее, лишь на мгновение оказываемся по
    ту сторону двери, вне нашего собственного времени, вне Времени
    вообще, может быть.
    Если мы задержимся, чтобы не просто заметить, что эти старые
    элементы до сих пор сохраняются, но чтобы задуматься,
    как они сохраняются, то, как мне кажется, мы должны
    заключить, что это происходит часто, если не всегда, именно
    из-за литературного эффекта. Не мы и даже не Братья Гримм
    первыми почувствовали это. Волшебные сказки, без сомнения,
    такая порода, из которой никто, кроме опытного геолога, не
    извлечет полезных ископаемых. Древний элемент может быть
    выброшен, забыт, потерян или заменен другими ингридиентами с
    большой легкостью, как показывают сравнения сказок с
    относительно близкими вариантами. То, что было там, часто
    может быть сохранено (или вставлено), потому что устный
    рассказчик инстинктивно или сознательно чувствует их
    литературную значимость.<$FСм. замечание в конце.> Даже когда
    запрет в волшебной сказке, как можно догадаться, заимствован
    из каких-то табу, существовавших некогда, вероятно, он
    сохраняется в исторически более поздних вариантах
    сказки благодаря огромной мифической значимости запрета.
    Конечно, смысл этой значимости может заключаться в самих табу.
    Ты не должен - или будешь ввергнут в бесконечные беды. Даже
    в самых нежных "детских сказках" встречаются запреты: Кролика
    Питера прогнали из сада, бедняга потерял свое голубое пальто и
    заболел. Запертая Дверь остается вечным Искушением.

    ДЕТИ

    Теперь я перехожу к детям, и мы рассмотрим последний, самый
    важный из трех вопросов: каковы, если они вообще есть,
    значение и роль сказок сегодня. Принято считать, что для
    сказок дети - самая естественная и подходящая аудитория.
    Обозреватели часто позволяют себе шутить о сказках, которые,
    по их мнению, можно читать и взрослым для собственного
    удовольствия: "Эта книга для детей в возрасте от шести до
    шестидесяти". Но я еще ни разу не слышал незаслуженной похвалы
    подобного рода, например, новой модели машины: "развлекает
    детей от семнадцати до семидесяти", хотя, по-моему, это было
    бы более уместно. Существует ли специфическая связь
    между детьми и сказками? Нужно ли обращать внимание на то, что
    взрослый читает их для собственного удовольствия? Читает
    как сказки, а вовсе не изучает как какие-нибудь
    курьезы. Взрослые могут коллекционировать и изучать что
    угодно, включая старые театральные программки и бумажные пакеты.
    Даже тем, у кого хвататет ума не считать, что волшебные сказки
    вредны, как правило считают, что существует природная связь между
    детским сознанием и волшебными сказками, подобная связи между
    детским желудком и молоком. Я считаю это ошибкой. Эта ошибка в
    лучшем случае происходит благодаря фальшивой сентиментальности
    , или ее допускают те, кто по какой-либо причине (например,
    отсутствие собственных детей) склонны думать о детях как о
    специфических существах, существах почти что другой расы, а не
    как о нормальных, может быть, только незрелых членах
    определенной семьи или человечества в целом.
    Фактически, такая связь между детьми и волшебными сказками -

    Страница 56 из 67 Следующая страница

    [ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ] [ Fantasy art ]

    Библиотека Фэнтази | Прикольные картинки | Гостевая книга | Халява | Анекдоты | Обои для рабочего стола | Ссылки |











топ халява заработок и всё крутое