Рассказы. Джон Рональд Руэл Толкиен.




    это печальная ошибка нашей собственной истории. В современном
    литературном мире волшебные сказки относят к категории
    "литературы для нянек", также как неуклюжую старомодную мебель
    относят в детскую, потому что взрослым она больше не нужна, и
    если ее сломают, то не жалко. <$FВ случае со сказками и
    другими традициями, правилами для нянек есть и другой фактор.
    Семьи побогаче нанимали женщин присматривать за детьми, и
    сказки рассказывались этими няньками, которые зачастую были
    знакомы со старинными обычаями и традициями гораздо лучше
    своих господ. Прошло уже много времени с тех пор, как этот
    источник иссяк, по крайней мере, в Англии, но он имел довольно
    большре значение. Однако опять же, это не доказывает, что дети
    - существа особо восприимчивые к исчезающему фольклору
    (народным традициям). Няньки могли бы так же (и так было бы
    даже лучше) подбирать картины и мебель для детской.>
    Вовсе не дети выбрали себе такую литературу. Дети как вид
    (класс) - если не обращать внимание на эту ошибку, поскольку
    они вовсе не являются каким-то отдельным видом (классом) - не
    то чтобы больше любят волшебные сказки и нельзя сказать, что
    они понимают их лучше взрослых или любят их более, чем
    какие-нибудь другие вещи. Они молоды, и они растут, у них есть
    апппетит ко всему, так что сказки идут довольно хорошо. Но на
    самом деле лишь некоторые дети, равно как и некоторые
    взрослые, имеют особый вкус к сказкам; и если они имеют
    таковой, то он как правило не является исключительным или
    доминирующим.<$FСм. замечание в конце.>
    Этот вкус, я думаю, не может появиться в раннем детстве сам по
    себе, без созданных окружающими условий, и эта особенность,
    без сомнения, не уменьшается, а увеличивается с возрастом,
    если она дана от рождения.
    Действительно, в последнее время сказки обычно пишутся или
    "адаптируются" для детей. Но это можно сделать и с музыкой,
    поэзией, романами, историями или научными пособиями. Это
    опасный процесс, даже если в нем есть необходимость. Эти жанры
    спасает от разрушения на самом деле то, что они не входят в
    компетенцию нянек; детские и школьные классные комнаты просто
    прививают детям такие вкусы и взгляды на взрослые вещи, какие
    сами взрослые считают (и часто ошибочно) свойственными им.
    Если все это водворить в детскую, то оно сильно пострадает.
    Так же как хороший стол, красивая картина или полезный прибор
    (например, микроскоп) будет поломан и разбит, если его надолго
    оставить без присмотра в классной комнате. Волшебные сказки
    будут окончательно разрушены, если будут полностью изгнаны,
    отрезаны от мира взрослого искусства, на самом деле они уже
    терпят этот ущерб.
    Я считаю, что значение волшебных сказок не зависит от того,
    что о них думаю дети. Мир волшебных сказок скорее чердак или
    чулан, только временно или частично детсткая комната. То что
    лежит в этих комнатах часто перепутано и поломано, куча
    барахла разных периодов, назначения и вкуса. Но среди них
    можно случайно найти вещь непреходящей ценности: старинное
    произведение искусства, не оченьл поврежденное, которое только
    глупец способен выбросить.
    "Волшебные сказки" Эндрю Ланга, пожалуй, не являются таким
    чуланом. Они скорее похожит на прилавки благотворительной
    распродажи. Кто-то с тряпкой для пыли и с глазами, способными
    различать настоящую ценность вещи, обошел чердаки и кладовки.
    Его сборникипо большей части явялются побочным продуктом его
    взрослых исследований мифологии и народных традиций, но они
    были переделаны и представлены как книги для детей. <$FЛангом
    и его помощниками. Хотя для большинства вошедших туда текстов,
    точнее, из оригиналов (или дошедших до нас наиболее старых
    вариантов) это неверно.>
    Следует обсудить, почему Ланг считает эти книги детскими.
    В предисловии к первой книге серии говорится о "детях, которым
    и для которых рассказывались эти сказки": "Они представляют
    молодость человечества, древних людей, правидивыхз в своей
    любви, искренней вере, тяге к чудесному". "Это правда?" - Вот
    главный вопрос, который задают дети", - утверждает Ланг.
    По-моему, здесь вера и тяга к чудесам
    рассматриваются как одно и то же или очень тесно связанные
    свойства. Они радикально различны, хотя тяга к чудесам ни
    вообще ни в первую чередь не отделяется растущим умом человека
    от его общих стремлений. Очевидно, Ланг употребляет слово
    вера в его прямом значении: вера в то, что некая вещь
    существует, или что-то может происходить в реальном, первичном
    мире. Если так, то я боюсь, что из слов Ланга, очищенных от
    сентиментальности, может вытекать только то, что что человек,
    рассказывающий детям чудесные сказки, должен или может, или в
    любом случае основывается на ихз доверчивости, отсутствии
    опыта, из-за которого дети в некоторых случаях не могут
    отличить правду от вымысла, хотя само это различение - основа
    здравого человеческого ума - и лежит в основе самих сказок.
    Конечно, дети способны на буквальную веру, если искусство
    сказочника дает им такую возможность. Такое состояние ума
    называют "добровольным отказом от неверия". Мне кажется, это
    не совсем верное описание происходящего процесса. На самом
    деле сказочник должен быть талантливым "со-Творцом". Он
    создает Другой Мир, в который вы можете мысленно войти. Внутри
    него все, что он создал - это "правда": там все существует по
    законам данного мира. Тем не менее, вы верите в него,
    пока вы находитесь, и это так и есть, внутри. В тот момент,
    когда возникает сомнение, чары рассеиваются, магия, или иначе,
    искусство, терпит поражение. Теперь вы снова в Реальном Мире,
    и извне смотрите на маленький неудачный Вторичный Мир. Если же
    вы обязаны по своей доброте, или в силу определенных
    обстоятельств, оставаться внутри, недоверие должно быть
    отложено (или подавлено), иначе смотреть и слушать станет
    невыносимо. Но это откладывание недоверия есть эрзац, замена
    главного, как бы убежище, которое мы используем, когда
    снисходим до игры или попытки поверить, или когда пытаемся
    (более или менее охотно) найти какое-нибудь достоинство в
    произведении искусства, которое не произвело на нас должного
    впечатления.
    Настоящий болельщик крикета живет в своем заколдованном
    государстве - Втором Мире. Я же, когда смотрю матч, нахожусь

    Страница 57 из 67 Следующая страница

    [ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ] [ Fantasy art ]

    Библиотека Фэнтази | Прикольные картинки | Гостевая книга | Халява | Анекдоты | Обои для рабочего стола | Ссылки |











топ халява заработок и всё крутое