Рассказы. Джон Рональд Руэл Толкиен.




    (слово это, конечно, имеет и плохой смысл), мы не должны
    допускать, чтобы это повергло нас в сентиментальное
    употребление слов взрослый или повзрослевший в
    плохом смысле (эти слова имеют и хороший смысл). Взросление
    необязательно связано с приобретением греховности,
    испорченности, хотя часто именно это и происходяит. Дети
    должны расти и взрослеть, а не становиться Питерами Пенами, и
    не терять невинность и любопытство, а совершать
    предназначенным им путь, по которому наверняка лучше прийти
    на место, чем странствовать в надежде, хотя мы должны
    странствовать в надежде, если хотим куда-то прийти. Это одна
    из тех вещей, которым может научит волшебная сказка (если
    можно сказать "научить" о том, что вовсе не является лекцией),
    что опасности, печали, мрак смерти могут наградить неопытного,
    неуклюжего, туповатого и эгоистичного юнца чувством
    собственного достоинства, а иногда даже мудростью.
    Давайте не будем делить человечество на Элоев и Морлоков:
    милых деток - "эльфов", как их часто идиотически называли в
    XIX веке - с их волшебными сказками (аккуратно
    отредактированными и сокращенными) и мрачных Морлоков,
    обслуживающих свои механизмы. Если волшебные сказки вообще
    стоит читать, тогда они достойны того, чтобы их писали и
    читали взрослые. Конечно, они заложат в них и получат из них
    больше, чем дети. Тогда дети могут надеяться, что они найдут в
    волшебных сказках, как ветвфх искусства в целом те, которые
    подойдут им и окажутся по их мерке, и они могут надеяться
    тогда, что получат в них подходящее предисловие в поэзии,
    истории и науке. Потому что детям лучше читать что-либо,
    особенно волшебные сказки, которые окажутся выше их мерки, чем
    если бы они будут ниже. Их книги, как и одежда, должны быть
    навырост, и в любом случае, книги должны поощрять их к росту.
    Итак, очень хорошо. Если взрослые читают волшебные сказки как
    естественную часть литературы - не играя в детей и не
    притворяясь, что они выбирают их для детей и не будучи так и
    не выросшими мальчишками - в чем тогда значение и функции
    этого сорта литературы? Это, как мне кажется, последний и
    самый важный вопрос. Я уженамекнул на некоторые из моих
    ответов. Прежде всего: если они написаны мастерски, с
    искусством, главное значение волшебных сказок будет тем же,
    которое, как произведения литературы, они делят с другими
    жанрами и формами. Но волшебные сказки предполагают также, в
    особенном виде или степени такие вещи, в которых дети, как
    правило, нуждаются меньше, чем те, кто старше. Большая их
    часть к сегодняшнему дню всеми обсуждена и рассмотрена, чтобы
    быть для кого-либо непонятной. Я рассмотрю их кратко и начну с
    Фантазии.

    ФАНТАЗИЯ

    Человеческий ум способен создавать мысленные образы вещей,
    которых не существует в действительности. Способность
    представлять себе образы называется (или называлась)
    Воображением. Но еще недавно, в ненормальном технизированном
    языке, Воображение часто неверно связывалось с чем-то большим,
    чем простое создание образов, которое приписывалось к
    Фантазированию (сокращенной и обесцененной форме более старого
    слова Фантазия), таким образом делалась попытка ограничить, я
    бы сказал, неправильно приписать Воображению "силу придания
    идеальным образам внутренней правильности реальности".
    Хотя, может быть, выглядит смешно, что столь несведущий
    человек отваживается иметь свое суждение по этому критическому
    вопросу, я рискну утверждать, что словесчное определение
    филологически несовершенно, а анализ неточен. Способность
    создавать мысленные оброазы - это один аспект, и ее следует
    совершенно правильно называть Воображением. Степень восприятия
    образа, быстрого схватывания его значения и контроль, которые
    необходимы для успешного выражения, могут варьироваться по
    живости и силе, но это различие в степени Воображения, а не
    различие между разными соратми потребностей. Воплощение
    выражения, которое обеспечивает (или будто бы обеспечивает)
    "внутреннюю правильность реальности"<$FТ.е. которое управляет
    или вызывает Вторичную Веру.> - это, конечно, совершенно
    другое понятие, или аспект, требующий другого названия:
    Искусство, действующее звено между Воображением и его конечным
    результатом, Со-Творением. Для моей настоящей цели мне
    требуется слово, которое могло бы охватить как Искусство
    Со-Творения, так и качество необычного и удивительного в
    Выражении, заимствованного у Образа; неотъемлемого качества
    волшебной сказки. Я предлагаю, тем не менее, приписать мне
    силу Хампти-Дампти - Шалтая-Болтая - и использовать для
    этого Фантазию: в том самом смысле, в соединении с его старым
    благородным использованием как эквивалента Воображения,
    видимом из "нереального" (т.е. непохожести на Первичный Мир),
    свободном от видимых "фактов", короче, фантастики. Таким
    образом, я не только знаю, но и уверен в этимологической и
    семантической связи фантазии с фантастикой: с
    образами вещей не только "не существующих в
    действительности", но которых невозмоно вовсе найти в нашем
    мире, или, по всеобщему убеждению, нельзя в нем найти. Но
    допуская это, я не соглашусь на пренебрежительный тон. То, что
    эти образы суть огбразы вещей не из настоящего мира (если это,
    конечно, возмоно), это добродетель, а не порок. Фантазия (в
    этом смысле), я думаю, не низшая, а высшая форма Искусства,
    наиболее, конечно, чистая и также (если она достигает
    совершенства) наиболее могущественная его форма.

    Фантазия, конечно, имеет начальное преимущество: захватывающую
    необычность. Но это преимущество обернулось против нее, и
    внесло свой вклад в ее дурную славу. Многие люди не любят быть
    "захваченными". Они не любят никаких вмешательств в Первичный
    Мир или тех слабых намеков на это, которые им знакомы. Они,
    тем не менее, глупо и даже злонамеренно смешивают Фантазию со
    Снами, в которых вовсе нет Искусства,<$FЭто верно не для всех
    сновидений. В некоторых из них Фантазия, кажется, играет некую
    роль. Но это исключения. Фантазия - это рациональная, а не
    иррациональная деятельность.> и с умственной неразберихой, в
    которой вовсе отсутствует разумный контроль: иллюзиями и

    Страница 60 из 67 Следующая страница

    [ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ] [ Fantasy art ]

    Библиотека Фэнтази | Прикольные картинки | Гостевая книга | Халява | Анекдоты | Обои для рабочего стола | Ссылки |











топ халява заработок и всё крутое