Рассказы. Джон Рональд Руэл Толкиен.




    скатывается к варваризации, и что громкая демонстрация этого
    на улицах Оксенфорда может служить предупреждением о том, что
    невозможно надолго сохранить оазисы здравомыслия в этой
    пустыне безрассудства за простой оградой, без активных
    наступательных действий (интеллектуальных и практических).
    Боюсь, однако, что он не то имел ввиду. В любом случае,
    выражение "настоящая жизнь" в таком контексте, кажется, падает
    недалеко от академических стандартов. Замечание, что
    автомобили "живее" драконов или, скажем, кентавров, курьезно,
    а что они "реальнее", скажем, лошади - просто патетический
    абсурд. Как реальна, как поразительно жива заводская труба по
    сравнению с вязом: бедная устаревшая вещь, нематериальная
    мечта эскаписта!
    Что касается меня, то я не могу убедить себя в том, что крыша
    станции Блетчли "реальнее" облаков. И как артефакт я нахожу ее
    менее одушевляющей чем пресловутый свод небес. Мост к
    платформе 4 мне менее интересен, чем Бифрост, охраняемый
    Хеймдаллом и Гиаллахорном. По дикости моего сердца, я не могу
    удержаться от вопроса: неужели железнодорожные инженеры, если
    бы их воспитывали с большей долей фантазии, не справлялись бы
    лучше со своими многочисленными орудиями, чем обычно?
    Волшебные сказки, как мне кажется, лучшие магистры искусств,
    нежели тот академический персонаж, которого я упомянул.
    Многое из того, что он (как я предполагаю) и другие
    (естественно) назвали бы "серьезной" литературой, не больше
    чем игра под стеклянной крышей у края муниципального
    плавательного бассейна. Волшебные сказки могут изобретать
    чудовищ, которые летают по воздуху или обитают в глубинах, но
    по крайней мере, они не стараются убежать от небес или от моря.
    И если мы на мгновение оставим "фантазию", я не думаю, что
    читатель или сказочник должен устыдиться хотя бы "бегства" в
    прошлое: предпочтение драконам лошадей, замков, парусников,
    луков и стрел; не только эльфов, но и рыцарей, королей и
    священников. Поскольку для разумного человека, в конце концов,
    возможно, после размышления (никак не связанного с волшебными
    сказками) вынести подразумевающийчя в конечном счете в простой
    тишине "эскапистской" литературе приговор прогрессивным вещая
    типа заводов или пулеметов и бомб, которые кажустя
    естественными и неизбежными, отважимся заявить, "неумолимыми"
    продуктами.
    "Грубость и уродливость современной европейской жизни" - той
    настоящей жизни, чье прикосновение мы должны приветствовать -
    "признак биологической неприспособленности,
    неудовлетворительной или ошибочной реакции на окружающее".
    <$FКоистофер Доусон, "Прогресс и религия", с. 58, 59. Далее
    он добавляет: "Полные викторианские доспехи, цилиндр и сюртук,
    без сомнения, выражают что-то основное в культуре XIX века, и
    с этой культурой они распространились отсюда по всему миру,
    как никакая мода не распространялась раньше. Возможно, наш
    потомок сможет распознать в ней род жестокой ассирийской
    красоты, подходящую эмблему безжалостного и великого века,
    создавшего ее, но как бы то ни было, она утратила прямую и
    неизбежную красоту, которую должна иметь любая одежда, потому
    что, как и культура ее создателей, она не имела
    соприкосновения с природой, в том числе с природой человека".>
    Безумнейший замок, который когда-либо появлялся из сумки
    великана в дикой гэльской сказке не только гораздо менее
    уродлив, чем завод-робот, но так же (используя очень
    современное высказывание) "в самом реальном смысле" гораздо
    более реален. Почему бы нам не искать избавления или осуждения
    "жестокой ассирийской" абсурдности цилиндра или морлокианского
    ужаса фабрик? Их осуждают даже писатели самой эскапистской
    литературы, научной фантастики. Эти пророки часто
    предсказывают (и, кажется, с нетерпением ждут), что мир будет
    подобен одной большой железнодорожной станции с застекленной
    крышей. Но из их произведений, как правило, очень сложно
    понять, что именно будет делать человек в таком
    мире-городе. Они могут отказаться от "викторианских доспехов"
    в пользу свободных одежд (с застежками-молниями), но, как
    окажется, эту свободу они будут использовать в основном для
    того, чтобы играть с механическими игрушками в быстро
    надоедающую игру езды с высокой скоростью. Судя по этим
    сказкам, люди остануться такими же похотливыми, мстительными и
    жадными, и идеалы их идеалистов едва ли пойдут дальше
    юлестящей идеи строительства большего числа таких же городов
    на других планетах. Это действительно век "передовых способов
    саморазрушения". Это часть неотъемлемой болезни наших дней -
    возникновение желания избавления не от жизни на самом деле, но
    от нашего настоящего времени и причиняемых самим себе
    страданий - что мы остро осознаем уродство наших дел и зло,
    исходящее от них. Итак, зло и уродство кажутся нам неразрывно
    связанными. Нам трудно представить вместе зло и красоту. Ужас
    прекрасной феи, который доходит к нам из глубины веков, обычно
    ускользает от нашего понимания. Даже еще тревожнее: доброта
    сама по себе лишена присущей ей красоты. В Фаерии можно
    представить себе людоеда, владельца уродливого как кошмар
    замка (так как зло людоеда приводит к этому), но невозможно
    представить себе строение, возведенное с мирной целью -
    таверну, гостиницу для путешественников, чертог благородного
    короля - которое было бы еще уродливее. Сегодня же трудно
    вообразить, что можно увидеть что-либо не уродливое - если
    только оно не построено задолго до нас.
    Однако это современный и специфический (или случайный)
    "эскапистский" аспект волшебных сказок, который они разделяют
    с романтическими произведениями и другими произведениями из
    или о прошлом. Многие произведения прошлого стали
    "эскапистскими" только из-за притяжения жизнеспособности того
    времени, когда люди обычно были удовлетворены делом своих рук,
    в отличие от нашего времени, когда люди чувствуют отвращение к
    предметам человеческой деятельности.
    Но есть также другой, более глубокий "эскапизм", который
    всегда приветствует в волшебных сказках и легендах. Есть вещи
    более жестокие и страшные, чтобы бежать от них, чем шум,
    зловоние, безжалостность и расточительность двигателя
    внутреннего сгорания. Существуют голод, жажада, нужда, боль,
    горе, несправедливость, смерть. Но даже когда человек не стоит

    Страница 65 из 67 Следующая страница

    [ Бесплатная электронная библиотека online. Фэнтази ] [ Fantasy art ]

    Библиотека Фэнтази | Прикольные картинки | Гостевая книга | Халява | Анекдоты | Обои для рабочего стола | Ссылки |











топ халява заработок и всё крутое